Поведение ребенка на детской площадке: советы психологов

Поведение ребенка на детской площадке: советы специалистов

Прогулка и игры с ребенком на детских площадках – обязательный пункт в ежедневном расписании мамы. Именно на игровых площадках дети дышат свежим воздухом, развиваются, приобретают навыки общения со сверстниками. Какие особенности поведения ребенка на детской площадке стоит учитывать родителям и как на них реагировать?

Детские психологи утверждают, что до трех лет ребенок не так остро нуждается в компании, во время игры ему важно, чтобы мама, папа или другой взрослый были рядом. В этом возрасте в первую очередь необходима физическая нагрузка на все группы мышц в формате игры.

После трех лет для ребенка важно учиться общаться со сверстниками, играть с ними, взаимодействовать. На этом этапе родители сталкиваются с множеством проблем, так как приобретение навыков общения не всегда дается просто: дети не могут поделить игрушки, не хотят уступать качели и громко плачут, если что-то идет не так. Взрослым бывает трудно понять ребенка, не всегда очевидно, какие мотивы движут детьми в этом возрасте.  Мы обратились с данными вопросами к профессиональным детским психологам.

 

Любовь Лориашвили, главный специалист Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, психолог, автор собственных тренинговых программ.

 

 

Екатерина Истомина, директор Украинского Института системной и семейной психотерапии, учредитель журнала по системной и семейной психотерапии «Системний Погляд».

 

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ДЕТСКИЕ ИСТЕРИКИ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ?

Любовь Лориашвили: Детская истерика всегда связана с реакций ребенка на определенные запреты или требования взрослых. На истерики маме надо реагировать спокойно, ребенок не может справиться с эмоциями и нуждается в поддержке взрослых. Взрослый может помочь ребенку успокоиться и утешить его, говорить необходимо тихо и спокойно, можно разделить чувства ребенка «мне жаль, что…»,  «я понимаю твою обиду, злость» и так далее. 

Если же говорить об истерике как о проявлении протеста на какое-то требование взрослого, то нужно помнить, что ребенок до 6 лет просто не в состоянии запомнить все и переключиться на новую деятельность по желанию родителя. Поэтому важно время от времени предупреждать и говорить ребенку, что будет происходить, например: покатайся на горке еще 10 минут и будем идти домой кушать. Ребенку необходимо время, чтобы настроится на другую деятельность.

Катерина Истомина: Желание у ребенка чаще всего возникают спонтанно, в зависимости от того, что он встречает на пути. Поэтому, чтобы не стать заложником желаний, которые снова и снова меняются, перед тем, как выйти на прогулку (или другое место), подготовьте ребенка, составив вместе с ним маршрут и план действий. Например, спросите «Куда мы пойдем гулять сегодня: на площадку, которая возле нашего дома или в парк?» При этом эмоционально привлекательно для ребенка вы выделяете тот вариант, который желателен для вас. Например, «на площадке будет много детишек, ты любишь играть в песочнице» (подчеркните то, что любит ребенок). Когда вы выходите из дома, старайтесь удерживать внимание ребенка рассказами о том, куда вы идете и как, чтобы ваша договоренность оставалась для него актуальной и желанной. Если вы понаблюдаете за мамочками и их детьми, то заметите, что у самых разговорчивых мам спокойные дети, и они намного скорее перестают плакать. Преимущественно, дети плачут у молчаливых пап, которые не объясняют или мало объясняют детям что, как и почему. Чаще всего они коротко обращаются к ребенку, говоря: «не плачь», «не лезь», «не дерись», «нельзя»! От этого мир малыша становится непонятным и полным запретов.

ДЕТСКАЯ «ЖАДНОСТЬ»: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕТИ НЕ МОГУТ ПОДЕЛИТЬ ИГРУШКИ ИЛИ РЕБЕНОК ОТБИРАЕТ ИГРУШКИ У ДРУГИХ?

Любовь Лориашвили: Дети до 4-5 лет не умеют делиться игрушками осознанно, как бы нам того хотелось. К тому же, в возрасте от 3 лет появляется понимание «мое - чужое», важным становится понимание границ и умение находить решение сложных ситуаций.

Дети не жадные, они просто еще не умеют делиться и получать удовольствие от этого процесса, к тому же они, скорее всего, уже столкнулись с тем, что игрушки, которые они давали поиграть, возвращались поломанными. Прежде чем думать о своем ребенке, что он «жадина», вспомните о том, что свои собственные вещи, дорогие вам, вы не даете малознакомым людям, а иногда и хорошо знакомым. Умейте уважать чужую собственность.

Катерина Истомина: Внимание детей очень эмоционально: их всегда тянет к тому, на что кто-то уже обратил внимание (ваш телефон, машинка, которая не была никому нужна до тех пор, пока ее не взял кто-то и т.д.). Чтобы избежать конфликта, нужно на стадии его зарождения переключить внимание ребенка на что-то другое – сделать другой объект более эмоционально привлекательным. Учите детей меняться и делиться везде: дома угостить всех печеньем, на площадке поменяться формочкой для песка, лопаткой или машинкой. Но так же, оставляйте за ним право остаться со своим. Замените угрозу поощрением! Скажите много раз спасибо и похвалите ребенка еще до того, как он успел совершить поступок. Вот увидите, как он расплывется в улыбке и отдаст вам, то, что вы его попросите.

Многих проблем можно избежать, если заранее подготовиться к прогулке. Не берите на площадку дорогие или легко ломающиеся игрушки, постарайтесь также не брать с собой горячо любимые ребенком игрушки, иначе он неизбежно поведет себя как жадина. Выбирайте площадку с наибольшим количеством разнообразных элементов, чтобы избежать длинной очереди на одни качели и, в случае чего, отвлечь ребенка горкой или лесенкой.

БЕЗОПАСНОТЬ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

К сожалению, большинство детских площадок в Украине могут вызывать опасение родителей: во дворах мы можем видеть поломанные качели, ржавые горки, грязный песок, мусор. Эту проблему нельзя игнорировать, родители имеют право быть спокойными за здоровье своих детей, вопрос в той или иной степени поднимается специалистами, педиатрами, проблема затрагивается в социальных проектах.

Если вы столкнулись с такой проблемой и детская площадка в вашем дворе опасна для игр, необходимо обратиться в ЖЭК. Также можно искать помощи у социальных организаций и специализированных проектов.

Один из таких проектов - «Детство под знаком плюс», который непосредственно посвящен теме безопасности детских площадок в Украине. Главная цель проекта – научить родителей и небезразличных граждан отстаивать право детей на безопасную игру и заявлять о нарушениях правил безопасности (устаревание деталей, поломка, разрушение деталей площадки), из-за которых могут пострадать дети.  На сайте проекта www.playplus.com.ua в разделе «Должен знать» можно скачать и заполнить индивидуальную и коллективную заявку на ремонт детской площадки для ЖЭКов, также найти необходимую информацию об обязанностях ЖЭКов и правах жильцов.  Крайне важно, чтобы родители осознавали: безопасность детей в их руках. Качество жизни можно улучшать, проявляя инициативу и активность.  Проект «Детство под знаком плюс» уже поддержало более 38 тысяч человек. В рамках инициативы проекта «Своими руками», организаторы помогли отремонтировать площадки  авторам 20 заявок на сайте www.playplus.com.ua и подарили 3 новые детские площадки самым активным участникам проекта в Ровно, Киеве и Мелитополе.

Главный совет родителям: прислушивайтесь к своим детям, объясняйте им происходящее вокруг и не оставляйте детей одних на детских площадках. 

дети

Комментарии (0) Прокомментировать
    Комментариев нет, но ты можешь оставить первый комментарий :)