Анна Иваненко 26.02.18

Так в Украине не рисовал никто кроме него — куратор выставки Виктора Зарецкого

Читай интервью Sunny7 с организатором выставки «50 оттенков Виктора Зарецкого» Мартом Апрелием.

Совсем недавно в киевском музее истории Киева открылась выставка «50 оттенков Виктора Зарецкого». Большинство работ художника выставляется впервые, и подробнее о выставке мы рассказывали тебе здесь

Вдохновившись работами Виктора Зарецкого, редакция Sunny7 решила пообщаться с организатором выставки, певцом и композитором Мартом Апрелием (Александр Буцан). Его семья начала собирать коллекцию еще в 80-е годы, при жизни Зарецкого. 

Наш разговор коснулся как творчества Виктора Зарецкого, так и интереса украинцев к искусству в целом. 

— В самом центре Киева открылась выставка легендарного украинского художника Виктора Зарецкого. Что лично для вас значит это событие? Как именно родилась такая идея?

Лично для меня это событие знаменует новый этап в жизни. Будучи коллекционером, я раньше не выставлял на всеобщее обозрение картины от своего имени, не организовывал лично публичных персональных выставок.

Идея состоит в том, что нужно делиться. Я имею счастье быть сознательным собирателем искусства. Настоящий коллекционер — это не собственник, не рабовладелец предметов искусства. Свою роль коллекционера я рассматриваю как хранителя и управленца доверенного судьбой сокровища. А хороший управленец заботится о том, чтобы предметы искусства жили и радовали зрителей. Красивые вещи нужно показывать.

Март Апрелий

— На выставку «50 оттенков Виктора Зарецкого» может попасть любой желающий  вход свободный. Насколько затратно проводить подобные выставки в Киеве? 

Буду откровенен: я не меценат. В проекте «50 оттенков» мне выгодно, что вход свободный. Моя цель — не только познакомить киевлян с творчеством Зарецкого, о котором и так много известно, но и заявить о существовании очень серьезного частного собрания живописи художника публично. Показать, что не здания музеев делают культуру, а непосредственно содержание предметов, которые экспонируются.

Свободный вход дает возможность каждому попасть на выставку и почерпнуть для себя силу и красоту киевского титана живописи Зарецкого. Я также преследую цель получить непосредственные контакты людей культуры и бизнеса, с которыми можно совместно развиваться в направлении арта.

Стоимость организации мероприятия «50 оттенков Виктора Зарецкого» составляет порядка 250 тыс. гривен. Однако оно того стоит. Можно «сэкономить» на локации, на рекламе, на оформлении, но тогда какой смысл? Ведь успех выставки зависит от всех составляющих. Главный фактор — это качество контента. Если вы уверены, что контент интересный, то затраты оправданы. В моем случае картины Зарецкого являются для Киева уникальным явлением: так в Украине не рисовал никто кроме него. Отсюда интерес и успех.

В моем случае мне повезло с локацией. Я вел переговоры с несколькими площадками, однако с музеем истории Киева все сложилось идеально. И я принял решение размещать экспозицию именно здесь.

Виктор Зарецкий Театр

— По вашим личным наблюдениям — сейчас в Киеве люди стали чаще или, наоборот, реже посещать выставки?

Выставки в Киеве посещает определенная целевая аудитория. У нее свои цели. Аудитория малочисленная и растет медленно. Отсюда и посещаемость выставок слабая.

По моим наблюдениям, нужно менять формат выставок. Просто разместить картины в холле или сделать громкое открытие уже недостаточно. Людям должно быть интересно, их нужно вовлекать в искусство, вести диалог о нем.

Мой опыт — это создание арт-пространства, где можно комбинировать разные виды арт-деятельности, но под эгидой тематики выставки. В нашем случае это экскурсии, познавательные беседы про классический сецессион (в искусстве название нескольких групп прогрессивных художников, отклонившихся от признанных и консервативных художественных организаций — Sunny7), сецессию Зарецкого, тематические музыкальные мероприятия, форумы. В результате получаем рост интереса к искусству в целом и к экспозиции в частности.

Привезите «Джоконду» из Лувра — и сбежится весь Киев. Создание интереса — это главная цель организатора выставки.

Виктор Зарецкий Дыхание весны

— Какие факторы влияют на посещаемость людьми той или иной выставки? Какую роль играет реклама, месторасположение выставки, ее тематика?

Главный фактор — это интерес. Привезите «Джоконду» из Лувра — и сбежится весь Киев. Создание интереса — это главная цель организатора выставки. Опять же, все упирается в качество контента. Если он потенциально интересен, то достаточно просто оповестить о нем, и публика подхватит. Но если речь идет о малоизвестной экспозиции, то нужна реклама.

Ключевым фактором в вопросе продвижения является команда, которая берется за пиар; ее стратегия и реализация. Нужно помнить каждому организатору мероприятий — пиар живет и питается, пока живет событие. Не рассчитывайте отделаться только затратами на то, чтобы показать свой продукт. Его нужно провести через весь цикл жизни мероприятия до самого закрытия.

Локация и тематика играют некоторую роль, однако, по-моему, менее существенную. И локация, и тематика, и даже сама экспозиция — все это является, скорее, как Дано для создания пиар-стратегии. 

Виктор Зарецкий - В троллейбусе

— По вашим наблюдениям, какие люди посещают выставку Виктора Зарецкого чаще — молодежь или люди более старшего возраста? Сколько в среднем людей уже посетило выставку Виктора Зарецкого?

Однозначно, возраст посетителя выставки Зарецкого в большинстве — это люди старше 30. Конечно, выставку посещает молодежь и школьники — это около трети от всех посетителей, но по моим наблюдениям — именно люди более сознательного возраста являются самыми активными: они не раз возвращаются, следят за публикациями о выставке в соцсетях и активно участвуют в мероприятиях выставки. 

Очень отрадно часто видеть на выставке молодые семьи с детьми.

За первую неделю выставку посетило более десяти тысяч человек, о чем свидетельствуют видеохроники с выставки, которые я иногда выкладываю в сеть.

Сейчас активность немного спала, однако наблюдается устойчивый интерес к Зарецкому, приходят новые люди, знакомые посетивших, активно фотографируются, берут у меня автографы, активно приобретают книги про Зарецкого и билеты на закрытие выставки.

выставка Виктора Зарецкого

— Что лично для вас значит творчество Виктора Зарецкого?

Зарецкий создал стиль украинской сецессии в изобразительном искусстве. Я разрабатываю Сецессион в музыке. Считаю себя преемником его стиля в некоторой степени.

— Искусствоведы отмечают, что за долгие годы своей жизни в искусстве Виктор Зарецкий прошел путь «от реализма через импрессию к модерну». И, очевидно, нет художественных направлений, в которых бы он не раскрыл себя. Многие современные критики иногда сравнивают позднее творчество Зарецкого с полотнами Густава Климта. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сравнивать я не люблю. Мне больше нравится слово «наследовать». Оно означает принять и усовершенствовать.

Зарецкий впитал в себя много разных стилей и направлений, в частности, сецессион Густава Климта. Однако в основе творчества Зарецкого лежит твердая школа. В результате мы видим именно украинский стиль, очень качественно разработанный.

Виктор Зарецкий - Лесная царевна

— Творчество Зарецкого как нельзя лучше отображает не только царящую вокруг атмосферу, но и душевное состояние автора, а также его настроение и все переживания, связанные с тем или иным событием. Насколько вы лично ощущаете это в работах художника?

Зарецкий — очень требовательный и энергетичный художник. Его картины словно горят, так густо и сочно он наполнил их красками и оттенками. Могу сказать, что Зарецкий — не сладкие орешки на ночь. Это постоянное напряжение.

Если владелец его работы готов жить в таком ритме, то картина принесет ему мощь и ускорение. Для людей, которые ищут покоя, Зарецким лучше любоваться на расстоянии.

— Следите ли за современными украинскими художниками? Кого можете отметить? Насколько за последние годы выросла художественная среда? Прослеживается ли у кого-то из современных украинских художников техники Виктора Зарецкого?

Я имею честь лично быть знакомым с талантливейшим украинским художником-иллюстратором Владиславом Ерко. Именно творчество Владислава мне наиболее близко, если говорить о современных художниках. Я его упомянул, т.к. из всего мне известного украинского контента, суть Сецессиона наилучшим образом выражена именно у Ерко.

Относительно Виктора Ивановича (Зарецкого — Sunny7), то он оставил целую плеяду учеников, некоторые из них работали в технике Зарецкого, однако таких мощных результатов в Сецессионе, как у мастера, пока нет.

Виктор Зарецкий - Сад с ангелом

— Каждый творческий человек ставит перед собой каждый раз новые цели. Расскажите о своих.

У меня есть конкретная цель — снять видео на созданную мною песню в стиле Сецессион на стих Игоря Северянина «Это было у моря». Цель без сроков не цель. Поэтому дедлайн — конец весны.

Я также планирую провести весной арт-мероприятие «Выставка одной картины. Рерих Николай Константинович» в Лавре.

Редакция Sunny7 напоминает: выставка «50 оттенков Виктора Зарецкого» работает до 1 марта.

Арт-холл Музея истории Киева (ул. Б. Хмельницкого, 7, метро «Театральная»)

Ежедневно с 11:00 до 19:00. Вход СВОБОДНЫЙ.

Читай также: 

Новеллы о Яблоке: как прошла выставка-перформанс

Haute Couture: выставка платьев бренда Victoria Gres Timeless Gres

искусство, Виктор Зарецкий, Март Апрелий, Александр Буцан, живопись

Комментарии (0) Прокомментировать
    Комментариев нет, но ты можешь оставить первый комментарий :)